Миссия ИНО

В современной культуре существует особое пространство, в котором обнажена и поставлена во главу угла индивидуальность обучения, важность личных устремлений и субъективных потребностей обучаемого. Это дополнительное образование – именно эта сфера на сегодняшний день ближе всего к цели становления «образовательного пространства»: такой системы ценностей, информации, деятельности и специалистов, в которой каждый человек в соответствии со своими запросами может найти и сформировать нужное именно ему образование.

Многоуровневость, охватывающая двухчасовые семинары и двухгодичные программы переподготовки, дополнительные занятия для дошкольников и клубы пенсионеров – важнейшее слагаемое образовательного пространства, в котором интересы и потребности человека не только удовлетворяются, но модифицируются и растут. Это пространство должно развиваться так, чтобы росло число степеней свободы, и весомым вкладом здесь оказываются самые разнообразные действия, от развития и организации доступа ко всему массиву накопленных человечеством знаний до различных видов учебных коммуникаций.

Не менее важна многопрофильность, внутреннее многообразие направлений. Анализ отечественного спроса на образовательные услуги показывает, что наиболее востребованными профилями допобразования взрослых являются: а) комбинированные, в которых сочетаются разнородные направления (техническое и лингвистическое для технического писателя, например, или юридическое и организационное для кадрового делопроизводства); б) дополнительные к основной профессии (иностранный язык, основы финансовых и экономических компетенций, коммуникативные и управленческие компетенции); в) работающие «социальным лифтом» (программисты, рекламисты, менеджеры и проч.). Такие программы не только хорошо продаются, но и реально позволяют свести к общему основанию потребности экономики и стремления людей. Более того, судя по динамике последних 4 лет, именно эти профили (направления) будут расти и количественно, и качественно.

Именно дополнительное образование способно демонстрировать динамичность и гибкость, недостижимые для школы и университета: возникновение новой тематики и новых форматов соответственно запросам слушателей, обновлению «мирового уровня» и задач национальной экономики. Последнее по счету, но не по важности: возможность реализации необычных и нестандартных программ, связанных с исследовательской и / или практической деятельностью преподавателей, которые вовлечены в работу конкретного института: редкие, а порой и уникальные экспертные компетенции, распространение так называемых «успешных практик», сохранение многообразия опыта представляет для общества огромную ценность.

В ряде сфер, прежде всего в информационно-коммуникационных технологиях, актуализация востребованной тематики образовательных программ происходит с такой частотой, что никакими моделями основного образования обеспечить ее нельзя: программирование мобильных приложений, бывшее хитом профессиональной квалификации программистов еще полтора года, год назад, сегодня стало массовым знанием и успешно предлагается не только студентам, но и школьникам в качестве факультативных компетенций.

Система переподготовки и повышения квалификации в целом отвечает трем целевым направлениям, связанным с образовательными потребностями общества и личности. Здесь нет приоритетного порядка, поэтому последовательность изложения носит совершенно формальный характер.

В первую очередь упомянем такую глобальную задачу, как обеспечение инновационного развития экономики, выпуск специалистов с квалификациями, соответствующими вновь возникшим или существенно изменившимся видам деятельности с учетом мировых тенденций. Данное направление, самое важное для общества, в настоящее время меньше всего обеспечено, и в ближайшие пять-десять лет будет расти наиболее заметно. Примеры таких специальностей – психология управления, прикладная информатика, управление ИТ-проектами, инновационный менеджмент и другие.

Европа уже столкнулась вплотную с острой необходимостью получения специалистами второй квалификации в смежной или дополняющей области. Данная потребность в течение последнего десятилетия постоянно растет. Речь идет чаще всего о квалификациях, обеспечивающих более эффективную основную деятельность (например, иностранный язык, бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, менеджмент и т.д.). Эта ниша в экономике будет развиваться и дальше, в основном за счет развития доли должностей, объединяющих разные виды деятельности, во-первых, и роста сегмента малого и среднего бизнеса, где руководителю приходится использовать компетенции разных квалификаций, во-вторых.

Общество уже вплотную подошло к осознанию того, что новая, дополнительная профессия нужна прежде всего тем, кто уже добился успеха. Образованным, благополучным, исчерпавшим возможности роста внутри своей собственной «ниши вчерашнего дня» переподготовка создает новое измерение и раздвигает горизонт личного пространства. Не меньшее значение имеет возможность сменить род деятельности, получить новую квалификацию и для тех, кто ошибся в выборе или просто не удовлетворен: достичь лучшей социальной адаптации, профессионального и экономического успеха стремятся работники различных возрастных групп. Это направление принципиально важно для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, поскольку, по оценкам социологов, менее 40% работников всю трудовую деятельность осуществляют в соответствии с квалификацией по первому (основному) образованию.

Программы повышения квалификации призваны быть наиболее динамичным и самым практически направленным сегментом дополнительного образования, при этом их потенциальное назначение разнообразно, от повышения уровня самоудовлетворенности личности до освоения инновационных технологий.

Развитие системы дополнительного образования, совершенствование его модели, постоянное обновление содержания, повышение эффективности – государственные задачи в данной сфере.

 

Перейти к перечню образовательных программ